PR: что это такое, нужен ли он бизнесу и с чем его едят?
Маркетинг и реклама

PR: что это такое, нужен ли он бизнесу и с чем его едят?

Чем отличается пиар от маркетинга

7526

Несколько десятилетий назад начали внедрятся в нашу экономику элементы маркетинга. Прошло некоторое время и бизнесмены нового поколения стали действовать более уверенно, кроме того, западные технологии нашли благодатную почву именно в экономике России. Маркетинговая политика включает в себя одну важную составляющую, а именно связь с общественностью. По английски это звучит так: public relations, по нашему ПиАр.

Многие люди пользуются товарами или услугами некоторого ограниченного круга компаний, причем повседневно, из года в год. При этом они искренне уверены в том, что сделали правильный выбор. Проходит определенное время, на рынке появляются более яркие, раскрученные бренды, но пользователь все равно остается верен своему некогда выбранному бренду. Он будет пользоваться его услугами даже тогда, когда стоимость услуг или цена товара будет выше, чем раньше. Сила привычки, а она, как известно, вторая натура.

Что интересно, финансирование маркетинга в компаниях может быть примерно одинаковое. Другими словами, бюджеты и инструменты в компаниях примерно сопоставимы в плане продвижения услуг и товаров. Несмотря на такое примерное совпадение бюджетов конечный результат может быть, мягко говоря, не одинаковым. Мало того, даже больший бюджет может дать меньший конечный результат. Для достижения результата включают даже такой инструмент как информационный шум, однако он, как правило, не только не помогает, но и вредит. Излишняя шумиха, причем сделанная непрофессионально, способна только навредить. Она, в большинстве своем, отпугивает потенциального клиента.

В чем же причина того, что даже значительные денежные вливания не дают ощутимого результата? Ответ достаточно прост и сложен одновременно. Здесь большую роль играет ПиАр, причем он начинает функционировать, как отдельный бизнес инструмент. Тем не менее он является частью маркетинговой компании. Те кто в бизнесе не определяет некоторые процессы, а догоняет их развитие пиар кажется довольно простым. Аутсайдерам бизнеса пиар вообще не нужен. Тем же, кто дорожит корпоративной культурой и маркетинговой стратегией пиар нужен как воздух, это важнейшая составляющая бизнеса. Компания, которая выбрала правильную стратегию развития и начинает выходить в лидеры просто обязана воспользоваться таким инструментом как пиар.

Почти все, кто сталкивается с пиаром путают его с развитием маркетинга. Подменив понятия, многие недобросовестные менеджеры преследуют одну цель - экономия средств, а то и злоупотребления. Они убеждают руководителя, что нет смысла создавать еще одну расходную статью, если уже имеются выделенные средства на маркетинг. Некоторые вообще путают рекламную компанию с PR, они утверждают, что нет смысла выделять средства на PR, если они уже выделены для проведения рекламной компании. Итог после таких выводов достаточно предсказуемый. Пиар компания либо полностью игнорируется, либо проводится на любительском уровне, для галочки. Такой подход неминуемо ведет к тому, что прохождение бренда нивелируется, а горе-маркетологи объясняют свои провалы экономическим кризисом. Причем, что самое циничное, приводят цифры и делают выводы.

Без пиара простая реклама утомляет потенциального клиента, она просто напоминает ему о существовании того или иного товара или услуги, не более. Если игнорировать ПиАр, то создается впечатление, что мнение клиента вовсе не учитывается, к нему даже не прислушиваются. 

Чем же отличается пиар от маркетинга?

Маркетинг призван продвигать услуги или товары, пиар продвигает имидж не только самой компании, но и его бренда. Большое значении в пиар рекламе играют непосредственно представители самой компании. Эти два понятия не следует путать. Достичь успеха в продвижении бренда не так-то и просто. Здесь работают многие факторы, можно с уверенностью утверждать лишь одно: чем сложнее продвижение бренда, чем более разнообразной должна быть пиар компания. Следует также иметь в виду, что пиар является составной частью маркетинга. 

Многие заблуждаются в том плане, что маркетинговую стратегию можно заменить PR. Однако скорее можно говорить о том, что и маркетинг и пиар имеют примерно одинаковое значение в плане продвижения бренда и компании в целом. Некоторые маркетологи считают пиар составляющей маркетинг стратегии, другие говорят о том, что это отдельное направление по продвижению бренда. Здесь не должны присутствовать какие-то личные убеждения. Любой перекос в этом плане может либо необоснованно раздуть бюджет пиар компании, либо урезать финансирование с ущербом для дела.

Каждая компания должна самостоятельно подходить к вопросу нужен ли PR вообще, а если и нужен, то в каких объемах. Но факт остается фактом - роль пиар компании в маркетинговой стратегии весьма значительна. Причем существование такой компании даже не обсуждается. Если компания решает стратегические задачи, то ведение пиар компании даже не обсуждается. Для нее важно не только продвигать продажи товара или услуг, важно развивать бренд, делать его узнаваемым на рынке. В этом случае успех компании неминуем.

Комментарии